Древний Рим: Республика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Древний Рим: Республика » Рим в период становления » Население Апеннинского полуострова в древности


Население Апеннинского полуострова в древности

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Италия была заселена с эпохи палеолита. Это подтверждают находки археологов в гроте Романелли на юге полуострова (орудия из камня), в Лации (черепа неандертальцев), в Лигурии (пещера с живописью). В ту эпоху люди занимались охотой, собирательством, рыболовством.
Повсюду в Италии и на островах найдены памятники неолита. В это время люди жили уже не в пещерах, а в хижинах-полуземлянках, их занятиями стали земледелие и скотоводство.
В III тысячелетии до н. э. наряду с камнем стали применять медь, изготовлять  керамическую посуду. В этот период развиваются связи с Балканской Грецией и Испанией.
Во II тысячелетии до н. э. жители Италии уже знали бронзу. Ее использовали для изготовления оружия и украшений. В Северной Италии по берегам озер и рек строились свайные поселки. Рядом с ними обнаружены холмы с остатками орудий труда, утвари и пищи. По грудам смешанного с землей мусора эта культура получила название террамарской культуры (от итал. terra marna – грязная земля). Террамарцы пользовались бронзовыми топорами, копьями и шильями. По находкам зерен пшеницы и бобов, а также по изображениям плуга на альпийских скалах можно судить о развитии земледелия, а по находкам костей рогатого скота и свиней – о скотоводстве.
Жители террамар сжигали своих умерших и хоронили их пепел в глиняных урнах. Некрополи располагались рядом с селениями. Заупокойные приношения однообразны и бедны в соответствии с имущественным и социальным равенством эпохи родового строя. В Средней и Южной Италии параллельно культуре террамар развивалась другая культура бронзы. Апеннинская, тесно связана с Эгеидоидой. Влияние эгейского мира прослеживается в осушительных сооружениях, распространении расписной керамики микенского типа, оформлении религиозных культов. Носители Апеннинской культуры практиковали погребальный обряд трупоположения. Наряду с апеннинцами селились в прибрежных районах Южной Италии и островов переселенцы, микенские греки.
В конце II – начале I тысячелетия до н. э. Италия вступила в железный век, представленный разными вариантами культуры. Еще в середине XIX в. близ Болоньи в местечке Вилланова боли открыты могильники с кремациями. Пепел сожженных помещался в урны биконической формы. Погребальный инвентарь состоял из керамики, бронзовой утвари, фибул и бритв, железных орудий, оружия и остатков конской сбруи. По этому варианту называют Вилановой культуру раннего железного века в ряде других мест – в Южной Этрурии, Альбанских горах и в самом Риме. Для них наряду с биконическими урнами характерны урны в виде хижин. На северо-западе Италии разновидностью культуры раннего железного века была культура Голасекки, на северо-востоке в области венетов – культура Эсте, в Бруттии – культура Торро Галли. Интенсивность их развития была различной. Быстрее прогрессировали приморские районы, особенно находившиеся близ месторождений железа.
Применение железных орудий подняло уровень экономики. Железный топор и плуг с железным лемехом позволили расширить пашню и луга, что благотворно сказалось на земледелии и скотоводстве. Рост производства обусловил развитие обмена. В Этрурии и Умбрии найдены изделия из прибалтийского янтаря. В изобразительном искусстве Этрурии встречаются образы греческой мифологии, проникавшие в Италию вместе с торговцами, а также скарабеи из Навкратиса, в Лации – греческие вазы и украшения из благородных металлов.
Поселения этого времени постепенно превращались в города. В преданиях говорится о союзе 30 латинских городов во главе с Альба-Лонгой. Их население уже разделено имущественными рамками. На это указывают погребения с богатым и бедным инвентарем. В некрополях Болоньи, Вей и других обнаружены ритуальные захоронения рабов, в Эсте найден бронзовый сосуд с изображением воинов и пленников со связанными руками – самое древнее изображение рабов в Италии.
Античная традиция называет древнейшее население Апеннинского полуострова лигурами, или лигиями, которые обитали также на территории Пиренейского полуострова и Фракии. Современные ученые считают лигуров носителями культуры неолита. Остатки лигурийского языка незначительны, что затрудняет определение этнолингвистической принадлежности этого народа. Одни относят его наряду с корсами на Корсике, сардами в Сардинии и сиканами в Сицилии к так называемым средиземноморцам, другие признают лигурийский язык индоевропейским. В эпоху железного века лугуры были оттеснены другими народами в северо-западные районы Италии, где они долго сохраняли свою самобытность и примитивные формы жизни.
С начала II тысячелетия до н. э. основную массу италийского населения составляли племена, говорившие на индоевропейских языках. Среди них выделяют италиков, распадавшихся на две группы: латино-сикульскую и умбро-оскско-сабелльскую. Италики – пришлый народ. Вероятно, италики прибыли на Апеннины морем из-за Адриатики. Кроме италиков в начале I тысячелетия до н. э. по Италии расселились другие индоевропейцы – пеласги, иллирийцы и греки. Это была вторая, уже массовая греческая волна. Потеснив иллирийцев – япигов и италиков, греки основали колонии в Кампании, Южной Италии и Восточной Сицилии.
В середине I тысячелетия до н. э. в Паданской равнине обосновались кельты, или галлы, спустившиеся через проходы в Альпах из долины верхнего Дуная.
С IX в. до н. э. в Сардинию стали проникать финикийцы. В VI в. до н. э. финикийская колонизация охватила запад Сицилии, пунийские фактории стали появляться на Тирренском берегу Италии.
На рубеже VIII – VII в. в Италии зафиксированы этруски, или туски. Так называли этот народ римляне, греки же именовали тирренами, или тирсенами.
Этническая карта Италии середины I тысячелетия до н. э. чрезвычайно пестра, но в ней уже обозначались племенные территории. На склонах Альп и Апеннин, а также на северо-западе обитали лигуры, давшие название области и заливу Тирренского моря. В долине Падуса с V в. до н. э. обосновались кельты, которых римляне именовали галлами, откуда этот район получил названия Галлии Цизальпинской. В Средней Италии выделились заселенная этрусками область Этрурия, занятая умбрами – Умбрия, пиценами – Пицен. Латины осели в Лации, его окружали земли сабинов, эквов, герников и вольсков, говоривших на италийских языках. Самний заселили оскские племена самнитов и близких им сабеллов (марсы, марруцины). Население Кампании произошло от смешения осков с авзонами, или аврунками, родственными латинам. В южных областях Лукании и Бруттии население состояло из племен оскского корня, а в Апулии и Калабрии – преимущественно из япигов иллирийского происхождения. Основная масса сицилийского населения принадлежала к сикулам, близким по языку латинам и к более древним сиканам, относимым к средиземноморцам. Среди италийцев в центре и на юге Апеннинского полуострова и на островах значительное место занимали греки.
Племена и народности Италии находились на разных ступенях социально-экономического, политического и культурного развития. В результате римского завоевания Италия романизировалась, из разных ее этнических компонентов складывалась единая италийская народность. Италийцы говорили на латинском языке который постепенно вытеснил из обихода другие языки и диалекты, так что этрусский и лигурийский языки к I в. до н. э. были забыты полностью.

0

2

Этруски - древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова - область, называвшуюся в древности Этрурия (современная Тоскана). Этруски создатели цивилизации, предшествовавшей римской и оказавшей на неё значительное влияние. Уже в 7 в. до н.э. этруски имели письменность. Известно большое число надписей (около 10 тыс.), преимущественно очень кратких. Происхождение этрусков остаётся неясным. Вероятно, процесс формирования этрусков завершился к 8 в. до н.э. Основу их хозяйства составляло земледелие (славились этрусская пшеница, виноград, лён), требовавшее (ввиду заболоченности почв) значительных мелиоративных работ. Важную роль играло скотоводство. В Этрурии добывались медь и железо, и в их обработке этруски достигли совершенства. Уже в 7 в. до н.э. у этрусков были многочисленные города-крепости, обнесённые массивными стенами. Вскоре они превратились в города-государства (напоминающие греческие полисы), во главе которых вначале стояли цари. Уже в конце 7 в. до н.э. у этрусков возникла конфедерация двенадцати городов-государств (Вейи, Цере, Вольсинии, Клузий и др.), возглавлявшаяся ежегодно избираемым высшим магистром и жрецом. Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила в 616-509 гг. в Риме. Их влияние в 6 в. до н.э. распространилось почти на всю Италию. Но период могущества этрусков не был длительным: греки в 524 г. и 474 г. до н.э. нанесли им поражение под Кумами, положив конец их морскому господству, римляне около 509 г. изгнали Тарквиниев. Затем племена самнитов вытеснили этрусков из Кампании (около 5 в.). Около 400 г. их паданские владения подверглись нашествию галлов. Отсутствие у этрусков политического и военного единства привело к тому, что в войнах с Римом они постепенно утрачивали свои города (уже в 396 г. пали Вейи - город, некогда столь же могущественный, как и Рим; в 358 г. под римское господство подпал город Цере; в 308 г.- Тарквинии). С 310 г. началось завоевание римлянами средней и восточной Этрурии, а к 282 г. до н.э. в зависимом от Рима положении оказалась вся Этрурия.

Жилища Этрусков
Раскопки, начатые Джентили в 1968 г.,и которые продолжаются до сих пор. Благодаря им постепенно поднимается завеса тайны над цивилизацией этрусков. Мы знаем теперь, что этруски жили в домах, состоявших из просторной четырехугольной залы, вокруг которой пристраивались небольшие помещения. Одна из комнат, в которой находился очаг, называлась черной, так как стены и потолок ее были сплошь покрыты копотью. Для того чтобы дым уходил на улицу, в потолке прорезали небольшое отверстие, и, если шел дождь, закрывали его специальной заслонкой. Впрочем, если хозяева дома не закрывали отверстие, дождевая вода собиралась в специально оборудованном под ним на полу мраморном бассейне. Неподалеку размещался алтарь домашних богов, стол, за которым собирались члены семьи, и супружеское ложе.
Этруски строили свои дома на фундаменте из камня вулканического происхождения — туфа.
Стены возводились из глины, крыши были черепичными. Интересно, что росписи в жилых помещениях часто абсолютно соответствовали росписям внутри храмов. Довольно часто крыши украшали живописные изображения лошадей, которые, по поверьям, провожали человека в загробный мир, или Горгоны — хозяйки мира мертвых, призванной отпугивать злые силы. Иногда там рисовали змей или птиц, как олицетворение земной и воздушной стихий.
Религия этрусков
О религии этрусков известно мало, хотя местные божества и демоны постоянно присутствуют, скажем, в росписях погребальных камер. Этруски почитали троицу высших небесных божеств: Тина - римского Юпитера, Уни - римскую Юнону, Мнерву - римскую Минерву. Троице небесной соответствовала троица божеств подземных: Мант - римский Либер-Вакх, Мания - римская Прозерпина, и третья богиня, имени которой мы не знаем, но которую в Риме чтили как Цереру. Свиту верховного бога Тина составляли 12 богов-в их число входили, в частности, Сетланс - римский Вулкан, Марис - римский Марс, Сатре - римский Сатурн. Существовали и иные божества, которыми управлял Тин, громовержец, мечущий молнии сначала в предостережение виновным, а затем в наказание им. Храм у этрусков часто имел три помещения, каждое из которых было посвящено одному божеству. Такие божества составляли триады Здание стояло на высоком помосте, переднюю сторону которого занимала каменная лестница. Кроме того, весь храм был обнесен стеной Отметим, что этрусское храмостраительство явилось для Италии совершенно новым этапом ее культурного развития, так как до этрусков почитание италийскими племенами богов, духов и сил природы происходило только у источников, в пещерах, лесах и священных рощах.
Священные книги были трех родов. В одних описывалось гадание по внутренностям жертвенных животных - гаруспика, они связывались с учением Тагеса - "Libri haruspicini". В других, связанных с учением нимфы Вегойи, приводилось описание гадания по молниям - "Теория молний" - "Libri fulgurales", там же содержались рациональные сведения о небе и небесных телах. Во вторую категорию входили книги, в которых говорилось как закладывать города, строить храмы, как управлять государством, об организации племен, курий, армии и суда - "Libri rituales" (Serv. Aen., VI, 72). В третью категорию входили книги о мертвых, рассказывающие о смерти и посмертной жизни - "Libri acheruntici", а так же книги о предзнаменованиях и судьбах - "Libri fatales".

Греки и этруски.
Этруски были неплохими мореходами, и их прибрежные города имели боевые корабли. Каждый город располагал сухопутным войском. Основной частью его были воины, вооруженные бронзовыми шлемами и щитами и оснащенные длинными копьями и мечом. Знать составляла отряды колесничих.
Потребность в новых землях и рынках, а также обострение социальных противоречий влекли этрусков на путь колонизации ( в этом и кроется основная причина столкновения греков и этрусков ). Стремление освободиться от посредничества италийских греков в торговле с Востоком привело в VI' в. до н. э. к захвату восточных берегов островов Корсика и Сардиния, ряда прибрежных пунктов в Кампании, которая затем была колонизована этрусками. Здесь был образован союз этрусских городов во главе с Капуей. Наиболее значительными из них были Нола, Геркуланум и Помпеи. Если на севере этруски мирно делили с греками господство на Адриатическом побережье, то в Кампании их соперничество приводило к острым конфликтам. Естественным союзником этрусков против греков был Карфаген, претендовавший на господство в Западном Средиземноморье. В 535 г. до н. э. карфагеняне и этруски, объединившись, нанесли грекам поражение в морском бою при Алалии (Корсика). В результате этой победы этруски распространили свою власть на всю Корсику.
Первая половина VI в. до н. э. — время максимального расцвета этрусских городов и их экспансии в Италии. В это время этруски правили и в Риме. Однако в 524 г. до н. э. они были разбиты греками сначала в Кампании, затем в Нации, а в 474 г. до н. э. — в морском бою близ Кум. В конце VI в. до н. падает влияние этрусков в Лации, а затем и на севере, где на этрусские города обрушились кельты.
Причины падение этрусской гегемонии в Италии кроется прежде всего с внутренней слабостью этрусских городов-государств: социальные противоречия подтачивали их изнутри. Не было крепкой связи и между отдельными городами. Взаимное соперничество разобщало и ослабляло их, не позволяло создать единый фронт против италиков, греков и позднее кельтов. Неблагоприятно сказывалось изменение ситуации в Восточном Средиземноморье: греко-персидские войны подрывали экономику этрусских городов, благосостояние которых зависело от торговли с Востоком. Однако несмотря на падение политического могущества этрусков, их культурное влияние оставалось доминирующим в северной и средней частях полуострова до конца IV в. до н. э.

Общественный строй этрусков
В течение всей истории этрусского народа у него не было единого государства. В период своей независимости Этрурия являлась федерацией (союзом) двенадцати самостоятельных городов-государств, точного списка которых не сохранилось. В их число входили Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии, Руселлы, Ветулония, Арреций, Перузия, Волатерры, Вольцы, Клузий, а также Фезулы или Кортона. В случае выбытия одного из членов федерации (например, вследствие военного разгрома) в состав объединения принималось другое государство.
Так, после падения Вей, разрушенных Римом в 396 г. до н.э., на их место в федерацию была принята Популония, остававшаяся до этого, несмотря на свое экономическое значение крупного портового города и важного центра металлургии, в составе государства Волатерры. Подобные двенадцатиградия этруски создали в основных районах своей колонизации — в долине По и Кампании.
В каждом из независимых этрусских государств кроме главного города имелись города, подчиненные главному. В своей внутренней жизни многие из этих подчиненных городов пользовались автономией. Каждую весну в святилище бога Вертумна в Вольсиниях собирались главы и представители этрусских государств. К этим собраниям были приурочены общенародные игры и ярмарки. Собравшиеся обсуждали вопросы общей политики, совершали жертвоприношения и выбирали главу союза из числа двенадпати этрусских царей. Глава федерации, по-видимому, не имел реальной власти. Федераттия была преимущественно религиозным союзом. Единство военно-политических действий этрусских городов-государств достигалось редко: города воевали, мирились, заключали договоры независимо друг от друга и от общего согласия. Отсутствие единства этрусских государств явилось одной из главных причин их поражения в борьбе с Римом.
Основной единицей древнейшего этрусского общества была родовая община. Главы родовых общин составляли совет старейшин; из их числа, возможно, избирался лукумон. Власть лукумонов, подобно власти греческих басилеев, была пожизненной, но не наследственной. Функции лукумона неясны; некоторые полагают, что он был верховным судьей, военным предводителем и главным жрецом государства.
Развитие хозяйства, в том числе широкой внешней торговли, а также завоевания способствовали обогащению и усилению этрусской знати, которая захватывает власть в городах: в VI в. до н.э. царская власть сменяется в этрусских городах-государствах олигархическими республиками.
В этрусском обществе известны три категории зависимых людей: лаутни, этэра и рабы.
В V—IV вв. до н.э. у знати было много домашних рабов, а также имелись рабы-гладиаторы. Но основную массу угнетенных составляло подневольное местное сельское население, напоминающее спартанских илотов, фессалийских пенестов и царских людей на древнем Ближнем Востоке. Лаутни — это зависимые люди, включенные в домашнюю общину своего покровителя — патрона. Большинство лаутни, как показывают их имена, происходило из чужеземцев. В категорию лаутни попадали свободные, оказавшиеся вследствие задолженности или других бедствий в подчинении у аристократов. Положение лаутни было потомственным: их дети и внуки оставались в сословии лаутни. Таким образом, лаутни — это патриархально-зависимые лица, являющиеся членами господского «дома».
Категорию этэра античные авторы отождествляют с фессалийскими пенестами. По-видимому, этэра происходили из местного, неэтрусского населения. Этэра известны в восточной и юго-восточной областях Этрурии, где до позднейшего времени сохранились остатки италийского населения. Этэра привлекались в Этрурии к военной службе и, возможно, к трудовым повинностям в пользу государства. Большинство этэра владели небольшими земельными наделами, за которые отдавали своему господину часть урожая. Другие этэра жили при дворе господина, занимаясь ремеслом или домашней работой; такие этэра назывались у этрусков лаутни этэра.
Итак, в этрусском обществе имелись, во-первых, собственно рабы (слуги, гладиаторы), во-вторых, патриархально-зависимые люди.

Влияние этруской цивилизации на Рим.
Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила в 616-509 гг. в Риме. Этруски особенно сильное влияние оказали на римлян, для которых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. От них римляне переняли ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) государственных лиц. Этрусская религия и мифология оказали влияние на римскую религию и мифологию. Историк Тит Ливии прямо сообщает, что римляне заимствовали это у этрусков. Заметим, кстати, что там же, в Этрурии, впервые начали пользоваться такими эмблемами патрицианского достоинства, как золотой шарик, который носили на шее, и тога с пурпурной каймой. От этрусков взяли римляне и обычай пышно справлять воинские триумфы, ведь этруски видели в победоносном полководце воплощение своего высшего божества: подобно этому божеству - богу неба Тину, победитель в золотой диадеме, с жезлом из эбенового дерева, в пурпурной тунике, расшитой изображениями пальм, въезжал на золотой колеснице в святилище. Близок к этрусскому культу границ города римский культ бога Термина. У римлян существовал бог Термин, который был покровителем пограничной межи, пограничных камней между земельными участками, а также границ города и государства. Этрускам законы межевания, по преданию, были дарованы нимфой Вегойей и эти законы считались священной основой Этрурии. Поэтому есть все основания полагать, что священные обряды римлян, связанные с богом Термином, были ими заимствованы у этрусков, тем более, что культ бога Термина и священные церемонии с ним связанные, были введены в Риме царем Нумой Помпилием, который был одним из первых царей Рима и хотя был сабином, но скорее всего, был знаком с этрусскими религиозными обычаями и обрядами.

0


Вы здесь » Древний Рим: Республика » Рим в период становления » Население Апеннинского полуострова в древности


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC