Древний Рим: Республика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Царский Рим

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Основы общественного строя и его развитие на протяжении периода семи царей

Древнейшее поселение Рима жило родами, во главе которых стояли старейшины, объединявшиеся в своего рода сенат (постепенно вошло в обычай выбирать старейшин из одной и той же семьи каждого рода; этот обычай был вызван развивающейся имущественной дифференциацией). Помимо сената, решавшего наиболее важные вопросы общины, существовало народное собрание. Оно собиралось по куриям, или куриатным комициям. На них принимались или отвергались нововведения, законы, избирался царь. Это собрание могло принимать решения по поводу ведения войны, а также решало вопросы, касающиеся смертных приговоров граждан общины. По своей значимости, царь находился почти на одном уровне с сенатом и народным собранием. По сути, римские цари не обладали полным спектром власти, не являлись самодержавцами, не смотря на то, что в их руках сосредотачивалась власть военачальника, судьи и верховного жреца. Народное собрание считалось высшим органом общины. Принимать в нем участие могли лишь мужчины-воины. Таким образом, куриатные комиции представляли собой сходку вооруженного народа.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что данный род представлял собой сплоченный коллектив, члены которого были связаны друг с другом общим происхождением, собственностью на землю, а также традициями и обычаями.
С течением времени в римском обществе начинают формироваться патриархально-рабовладельческие отношения и аграрный строй, при котором внутри общины, наряду с общественной землей, зарождается частная земельная собственность отдельных ее членов – квиритов. Рабы были в основном из числа военнопленных. Но в целом рабство еще не получило большого развития. Оно носило примитивный патриархальный характер, причем рабы использовались главным образом в домашнем хозяйстве
Затем на территории, которая исконно принадлежала родам, начали появляться люди, не входившие ни в один из них. Это были либо освобожденные рабы, либо их потомки, а также чужеземцы, торговцы, ремесленники, насильственно переселенные из покоренных городов или же те люди, которые были изгнаны за нарушение родовых обычаев. Таких пришлых людей называли плебеями. Население, жившее родами называлось патрициями. Они, по сравнению с плебеями, были полноправными членами общины. Таким образом, на территории Рима складываются две совершенно разных группы населения- плебеи и патриции, а также начинает развиваться новый тип отношений - между патронатом и клиентэллой.
Существует «комплексная теория» о происхождении сословий, существовавших на территории римской империи, обобщающая выше сказанное:
патриции представляли собой полноправный «римский народ» и являлись коренным гражданством
патриции состояли в непосредственной связи с клиентами, которые в свою очередь получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они обязаны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять разнообразные работы
плебеи не являлись членами родовой общины, не имели доступа к общинной земле и были лишены всех прав, касаемых политики
патриции превратились в замкнутую группу знати, которая противостояла широкой массе плебеев.
Усиление роли плебеев в экономике при их численном превосходстве привело к борьбе между плебеями и патрициями. Согласно традиции, первый этап этой борьбы завершился реформами общественного строя, приписываемыми царю Сервию Туллию. Наряду с прежним делением населения по родам, вводилось новое деление по имущественному и территориальному признакам. Все свободные были разделены на пять разрядов в зависимости от имущественного ценза, тем самым плебеи были включены в общину, но политические права получили лишь самые богатые из них:
- в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс – медная монета, первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего периода истории Рима не установлена);
- во втором – 75.000 ассов;
- в третьем – 50.000 ассов;
- в четвертом – 25.000;
- в пятом – 12.500.
Те, у кого состояние было меньше, стояли «ниже класса» и назывались «пролетарии» – proletarii – от слова proles (потомство), т.е. люди, которые имели только детей.
Каждый разряд населения выставлял определенное количество войсковых единиц – центурий; по центуриям стало теперь проводиться голосование в народном собрании; каждая центурия имела один голос; первому, наиболее богатому разряду (80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев и 18 центурий всадников) принадлежало 98 голосов из 193-х. Вместо старых родовых триб было введено деление на территориальные трибы. Реформы Сервия Туллия нанесли сокрушительный удар по устаревшему родовому строю и заложили основы государства. На тот период времени данные реформы были прогрессивной формой управления.
Новое общественное устройство нанесло сокрушительный удар по прежним родовым порядкам и по безраздельному господству родовой патрицианской знати. По мере становления рабовладельческого государства органы родового устройства модифицировались и становились органами государственной власти. В связи с тем, что плебеи включились в гражданскую общину, а так же из-за борьбы с этрусским народом, происходит падение царской власти и установление республики в Риме. Падение военной демократии также связывают с изгнанием седьмого римского царя Тарквиния Гордого и передачей его власти двум выборным должностным лицам - консулам, выбранным из патрициев. Переход к новому этапу в развитии Римской империи приурочивают к 509 г. до н. э.
После падения царской власти и образования республики оба сословия – патриции и плебеи – оказались лицом к лицу. На протяжении более чем двух столетий шла ожесточенная борьба между ними. В целом спор шел о трех вопросах: об уравнении в политических правах, о долговой кабале и о доступе к общинно государственной земле. Плебеям удалось в первые десятилетия V в. до н. э. достигнуть существенных завоеваний в виде самостоятельной организации плебейской общины. К середине этого столетия они добились второго крупного успеха – записи законов. Вскоре после этого плебейская беднота добилась фактического уничтожения долгового рабства.
Основным итогом борьбы между плебеями и патрициями была ликвидация олигархической республики патрициев как пережитка родовых отношений и создание в принципе демократического рабовладельческого государства, полиса. С этой точки зрения борьба плебеев с патрициями была революцией против родового строя и закончилась его разрушением.

0

2

Духовная жизнь и культура римского общества

Духовная жизнь и культура римского общества в этот период считаются довольно примитивными. Но с этим соглашаются не все ученые, потому что уже в царский период в Риме существовала письменность. Алфавит был заимствован римлянами у греков, живших на западном побережье Апеннинского полуострова, в Кумах.
Историк Дионисий Галикарнасский ( I в. до н. э. — начало I в. н. э.) утверждал, что собственными глазами видел текст договора царя Сервия Туллия с латинскими городами относительно постройки на общие средства храма Дианы на Авентине. Договор был вырезан на медной колонне. Буквы в тексте по своей форме напоминали древнейшие греческие.
В 1900 г. на римском Форуме при раскопках на месте легендарной гробницы Ромула был найден так называемый «Черный камень», который содержал надпись, сделанную бустрофедоном (одна строка написана слева направо, следующая справа налево и т. д,). Формы букв этой надписи также сходны с греческими. Надпись практически не поддается дешифровке. Видимо, в ней содержится какое-то заклятие, потому что встречается слово «царь».
Древнейшим памятником латинской письменности, который удалось дешифровать, является упомянутая выше пренестинская фибула. К этому же времени относятся зачатки литературного творчества. К сожалению, до нас не дошли памятники древнейшей народной поэзии, которая существовала у римлян, как и у других народов, но в более поздних источниках имеются отрывки религиозных гимнов, восходящих к глубокой древности.
Древнейшая религиозная поэзия римлян знала также сборники песнопений, заклинания против пожаров, болезней, града и т. п., предсказания о судьбе людей, написанных так называемым сатурническим стихом, близким по ритму к былинному.
В древнюю эпоху семье принадлежала важнейшая роль в воспитании. Подрастающее поколение воспитывалось в духе уважения к верованиям и обычаям предков, беспрекословного подчинения «отцовской власти». Хороший гражданин отождествлялся у римлян с послушным сыном и дисциплинированным воином.
Древнее законодательство предусматривало суровые наказания за нарушение родительской воли. В этом же направлении действовала и государственная религия с ее обожествлением гражданских и воинских добродетелей — Дисциплины, Согласия, Благочестия и т. д. Летописи жрецов-понтификов восхваляли образцы соблюдения этих добродетелей и осуждали нарушавших их лиц. Возникновение элементарных школ в Риме историк Тит Ливии относит к V в. до н. э. В них обучались главным образом дети свободных. Обучение было совместным. Принимались дети с 7 лет, учеба продолжалась в течение 4 — 5 лет. Дома или в школах детей обучали латинскому и греческим языкам, письму, чтению и счету.
Религия римлян древнейшего времени основывалась главным образом на представлении о внутренних силах, которые присущи отдельным предметам и людям, а также на вере в духов — хранителей и покровителей мест, действий, состояний. Духи обычно воспринимались как множественность, из которой затем иногда выделялось одно божество.
К духам относились гении, пенаты, хранительница домашнего очага и неугасимого огня Веста, которой служили девы-весталки, лары (покровители усадьбы и ее свободного и несвободного населения), духи умерших — благодетельные маны и злые лемуры, а также божества гор, источников, лесов и отдельных деревьев (например, священной смоковницы, которая проросла на месте народного собрания).
Римляне почитали также божества, которые ведали всеми этапами роста и созревания растений, в первую очередь зерновых, и людей, например, первым криком и первым шагом ребенка и т. п. Эти духи и божества были сначала безличными. Впоследствии, под влиянием этрусской и греческой религий, им был придан человеческий облик. Неопределенным был и их пол, поэтому нередко они именовались и в мужском, и в женском роде, например божества ворот, дверей и всякого начала Янус и Яна, лесные божества Фавн и Фавна, пастушеское божество Палес. Некоторые божества обозначались описательно, например Добрая богиня.
Жертвоприношения и религиозные церемонии отправлялись или отдельными семьями-фамилиями в честь их божеств, даров, хранителей их территориальных границ — терминов (так называемый праздник терминалий), духов умерших родственников (праздник паренталии), или отдельными гражданами (например, фордицидии — жертвоприношение коров для умножения плодородия земли, совершавшееся по куриям).
Были распространены также компиталии, которые справлялись на границах соседних усадеб жителями в честь ларов, паганалии, праздновавшиеся сельскими общинами. Всем народом праздновались амбарвалии — очищение границ города и его полей; авгурии, имевшие целью увеличить плодородие земли; робигалии — для охраны злаков от болезней; луперкалии — для защиты стад от волков и др. Некоторые празднества, например парилии в честь Палес, были и частными, и государственными.
На эту примитивную религию римлян рано стали оказывать влияние верования соседних италийских племен, особенно этрусков. От последних римлянами были заимствованы бог Сатурн, лесной бог Сильван и так называемая небесная патрицианская троица — Юпитер (первоначально бог погоды, затем верховный бог римского государства), Юнона и Минерва. Этим богам был выстроен храм на Капитолии. Отсюда произошло название «капитолийская триада».
Патрицианской троице была противопоставлена плебейская троица — богиня злаков Церера, бог виноградников Либер, а также Либера. В честь этой троицы в 493 г. до н. э. был выстроен храм, который стал центром плебеев.
После уравнения в правах патрициев и плебеев эти боги стали общегосударственными. От этрусков римляне также позаимствовали гадания — по полету птиц, удару молнии, печени жертвенных животных. Гадания осуществлялись жрецами — авгурами и гаруспиками. Обычай строить храмы также был принят от этрусков. До знакомства с этим обычаем римляне почитали своих богов в рощах, на горах, на открытых местах, где ставились алтари.
По некоторым предположениям, у этрусков была заимствована не получившая потом развития мифология, связанная с эпосом о борьбе этрусских и римских героев. Через Этрурию пришла в Рим легенда о странствованиях троянского героя Энея — предка основателей Рима — Ромула и Рема. В дальнейшем мифология римлян в основном была связана именно с легендами об Энее, Ромуле и сменивших его царях.
Общеиталийскими божествами, почитаемыми и в Риме, были Марс, Диана, Фортуна, Венера, богиня земли Ферония, в храме которой освобождали рабов, и др. Древнейшими римскими жреческими коллегиями были луперки, салии, арвальские братья, фециалы, которые ведали вопросами войны и мира, а также фламины — жрецы Юпитера, Марса, Квирина и других богов.
В царский период верховным жрецом был царь. Затем надзор за отправлением культов осуществлялся коллегией понтификов во главе с верховным понтификом. Некоторые боги особенно почитались лицами одного сословия или одной профессии. Так, всадники чтили Нептуна, Кастора и Поллукса, ремесленники — Минерву, торговцы — Меркурия, храм которого был выстроен в 495 г. до н. э. Рабы больше всего поклонялись ларам, Диане и Фортуне, на алтаре которой искали защиты от гнева господ, а также Феронии.
По мере сближения с греческим миром в государственный пантеон стали включаться и греческие боги, например бог врачевания Эскулап, Аполлон и получивший вскоре широкую популярность Геркулес (Геракл). Римские боги начали отождествляться с греческими. Они изображались по греческим образцам, к ним приурочивались сказания греческой мифологии. Проникли в Рим и греческие формы культа, торжественные жертвоприношения, шествия, которые устраивались во время празднеств, а также зрелища — игры.
Искусство Рима представляло собой последний, завершающий этап в развитии античной художественной культуры. Для римлянина в большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни, поэтому ведущее место в Риме заняли архитектура, инженерные поиски, скульптурный портрет, отличающийся интересом к конкретной личности, а также исторический рельеф, который обстоятельно повествует о деяниях граждан и правителей.
Реализм в древнеримском искусстве преобладал над вымыслом, а повествовательное начало — над философским обобщением. Кроме того, в Риме произошло четкое разделение искусства на официальное и отвечающее запросам частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политике, будучи активной формой утверждения государственной идеологии в завоеванных областях.
Особенно велико было значение архитектуры, которая сочетала идеологические функции с организацией общественного быта. В римской строительной практике сложилась система конструктивных, планировочных и композиционных приемов, которые позволяли зодчему всякий раз находить решение, прямо вытекающее из назначения данной постройки.
Распространяя свой стиль в покоренных провинциях, римляне в то же время легко усваивали художественные принципы этрусков и греков. В древнейший период искусство Рима развивалось в рамках среднеиталийских археологических культур эпохи железа. В пору формирования собственно древнеримской художественной культуры, в VIII — IV в. до н. э. римское зодчество испытывало колоссальное влияние этрусской архитектуры.
У этрусков римляне заимствовали высокую строительную технику и исходные типы ряда сооружений. Этрусские черты древнейших храмов (например, храм Юпитера Капитолийского в Риме, который был освящен в 509 г. до н. э.) — трехчастная целла, подий, акцентрировка главного фасада портиком и лестницей — впоследствии стали характерными особенностями римской культовой архитектуры

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC