Древний Рим: Республика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Древний Рим: Республика » Магистратура Римской Республики » Историческая справка о магистратурах


Историческая справка о магистратурах

Сообщений 1 страница 30 из 34

1

Моя статья поможет принятию и разбаботке законо проекта о магистратах!!!! Обязательно прочитайте ВСЁ!!!

вот небольшая выписка из учебника:
О.А. Омельченко
РИМСКОЕ ПРАВО
УЧЕБНИК
Издание второе, исправленное и дополненное
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности и направлениям «Юриспруденция»

II.5. Магистратуры (должностные лица)

(II.5.1) Понятие и система магистратур.
Другим видом реализации государственной власти от имени и во благо римского народа была деятельность должностных лиц — магистратов (magistratus, деятель). Магистрат, в традиции римского публично-правового порядка, это не чиновник, не служащий, названный для выполнения определенных функций, а частица римского народа, носитель его прав и величия. Из такого понимания смысла магистратской деятельности вытекало и содержание власти и полномочий магистратов: они считались как бы переданными им народом, были своего рода частицей отчужденного суверенитета римского народа. Другое своеобразие власти и полномочий всех магистратов выражалось в том, что такой условно переданный суверенитет не мог не быть универсальным в отношении исполнения публично-правовых функций, т.е. магистраты могли различаться по уровню применения своих полномочий, по большему или меньшему содержанию своей власти, но все они не были специализированными (например, одним — военные дела, другим — администрация, третьим — суд и т.д.), а каждый обладал частицей совокупной государственной власти.
Все магистраты, или должностные лица, в римской публично правовой традиции были выборными и строго безвозмездными; их дея¬тельность рассматривалась как почетная обязанность (honor) римского гражданина, отказаться от нее (при соответствии всем другим, потребным для должности, критериям) можно было только по признаваемым правом причинам. Но, с другой стороны, ненадлежащее исполнение обязанностей магистрата в большинстве случаев не влекло иного, кроме как общественно-нравственного, порицания.
Римские магистратуры (система которых сформировалась в главном в республиканский период классической эпохи) можно подразделить на несколько видов по разным, но наиболее принципиальным основаниям, каждое из которых в свою очередь характеризует ту или другую сторону власти и полномочий должностных лиц. Магистратуры различались (а) по объему полномочий: курульные эдилы (исполнявшие в основном полицейские функции), квесторы (занимавшиеся финансовым контролем, уголовной юстицией и др.) считались обладавшими меньшим объемом власти (potestas) и квалифицировались как малые (m. minores); диктатор, консулы, преторы квалифицировались как большие (m. majores), поскольку наделялись наиполным возможным объемом власти (imperium). Магистратуры различались (б) по социальному назначению: были чисто плебейские должностные лица (трибуны, плебейские эдилы), которые могли избираться только из числа плебеев и для целей социальной и правовой охраны именно этого слоя, и патрицианские (все другие названные дол¬жности). Магистратуры характеризовались различиями (в) по степени почетности: диктатор, децемвиры, консулы, преторы, эдилы исполняли свою государственную должность, сидя в особом курульном кресле (не только символ власти, но гарантия неприкосновенности) — m. curules; народные трибуны и др., не обладавшие этим знаком власти считались m. incurules. Наконец, магистратуры могли различаться (г) способом образования полномочий: большинство известных должностей были постоянными, обычными в публично-правовом порядке (m. ordinaria); но некоторые (диктатор, децемвиры, правитель конницы и т.п.) создавались только по чрезвычайным обстоятельствам, хотя и с учетом правовой традиции и считались как бы выходящими из обычного порядка течения государственных дел (m. extraordinaria).
Особым статусом обладали также должностные лица, избранные, но по тем или иным обстоятельствам не вступившие в реальное исполнение своей должности (m. designati), а также избранные на место прежних магистратов, не доведших свою государственную деятельность до конца (m. suffecti). В системе магистратур были и только назначаемые должно¬стные лица обычно для особых обстоятельств вне собственно территории Рима (проконсулы, пропреторы и т.п.), которые рассматривались как подчиненные назначившему их магистрату (или Сенату).
(II.5.2) Порядок образования и общие черты магистратуры.
В принципе магистратом (должностным лицом) мог стать любой полноправный римский гражданин (cives optimo jure). Однако поскольку деятельность магистратов не оплачивалась, и даже напротив, для исполнения высших должностей предполагались некоторые расходы для «блага города» (организация игр, шествий и т.п.), то само собой большинство магистратур могло заниматься только людьми обеспеченными или даже богатыми.
Избрание магистратов производилось органами, представлявшими весь римский народ — народными собраниями, причем разные по типу магистратуры избирались разными видами народных собраний. В более позднюю эпоху Древнего Рима, а также в эпоху рецепции римского права считалось, что Сенат (или подобный ему орган) также вправе избирать такие магистратуры, остававшиеся, впрочем, вполне независимыми от него. При избрании вступали в действие некоторые дополнительные цензы: во-первых, следовало соблюдать некоторый порядок в занятии должностей, которые систематизировались в определенной иерархической последовательности (квестор, эдил, претор, консул), и на должность, стоящую выше в этой условной иерархии, не мог претендовать гражданин, не занимавший более низких должностей; во-вторых, следовало соблюдать установленный правом промежуток между исполнением разных должностей — в 2 года. Из совокупности этих требований само собой сложился возрастной ценз в пассивном избирательном праве, отличный от активно¬го права римских граждан: для занятия консульской должности — 42 года, преторской — 40 лет, квесторской — 30 лет. (я думаю что эти сроки можно сократить и реализовать их нод наш форум)
Заинтересованное в избрании на магистратскую должность лицо само должно было выставить свою кандидатуру, заранее заявив о своей претензии магистрату, полномочному созывать то или иное народное собрание. Имя кандидата, если он признавался отвечающим общеправовым и специальным цензовым требованиям, публично оглашалось заблаговременно до дня выборов, и остававшееся время могло использоваться для предвыборной агитации (ведущий такую агитацию кандидат облачался в белую тогу, появлялся в общественных местах в сопровождении «групп поддержки» и т.п., проводил «работу с избирателями», причем со временем эксцессы таких избирательных кампаний заставили регулировать законом нарушение порядка выборов, карать связанную с выборами коррупцию и т.п.). В случае избрания предусматривалась дополнительная процедура вступления магистрата в должность, сопровождавшаяся его клятвой на верность законам и римскому народу, религиозным обрядом. Без этой процедуры, которая была как бы узаконением получения им от римского народа полномочий, избранный кандидат не считался полноправным магистратом и не мог исполнять своих обязанностей.
Все римские магистратуры, помимо выборности, обладали некоторыми общими чертами, в которых выражались общие начала римского публично-правового порядка. Все магистратуры характеризовались (1) кратковременностью —должностные лица избирались на срок не более одного года, диктатор или любая иная чрезвычайная магистратура — 6 месяцев (хотя и с возможностью продления полномочий), только цензоры — на 5 лет; повторное занятие той же должности не допускалось. Все они были (2) коллегиальными: кроме диктатора, все другие магистраты избирались попарно и исполняли свою должность либо чередуясь по месяцам, либо в другом схожем порядке; причем решение одного магистрата могло быть приостановлено другим по праву veto, что было важной сдержкой против проявлений субъективизма. Все магистраты (3) были ответственны перед римским народом: после истечения срока полно¬мочий (и только после этого) магистрат мог быть привлечен к ответствен¬ности за упущения или преступления по должности. Однако в связи с от-сутствием прямого правового регулирования содержания магистратской должности реально в вину могло было быть оставлено только корыстное исполнение должностей от имени римского народа.
(II.5.3) Полномочия и должностная власть магистрата.
По объему возложенных на него полномочий магистрат мог пользоваться двоякого рода властью в отношении своих сограждан и других учреждений и лиц в границах государства или города: imperium или potestas. Наибольшую власть предполагало исполнение должности с imperium, что включало полномочия общеадминистративные, военного управления и право уголовной юстиции. Содержание potestas было значительно уже: оно на деле означало только возможность административно-полицейской и распорядительной власти в отношении граждан. С возложением на него imperium магистрат получал вытекающие из этого права: выполнять жреческие функции (вступать в «общение» с богами от имени римского народа, приносить жертвы, проводить религиозные церемонии), проявлять законодательную инициативу (обращаться с предложениями к Сенату и народным собраниям, созывать народное собрание определенного вида, посылать сообщения о го¬сударственных делах в Сенат и т.д.), издавать правоприменительные и общеадминистративные акты (edicta), командовать армией (объявлять сбор войска — мобилизацию территории, назначать младший командный состав, награждать и наказывать военных), осуществлять управление соответственно характеру своей должности и правосудие в отношении граждан. Содержание полномочий в объеме imperium разнилось также в зави¬симости от того, шла речь о власти магистрата внутри или вне собственно Города. На территории Рима («внутри городских стен») на все решения магистрата была возможна provocatio (обжалование) со стороны гражданина, предполагалась возможность перерыва между осуществлением полномочий магистратом, сдающим свой пост, и принимающим его, допуска-лось вмешательство магистрата-коллеги в исполнение решения. Вне города (в презумпции особых, полувоенных условий) власть магистрата была практически единоличной, его решения обжалованию не подлежали, а невозможность сдать исполнение дел новому должностному лицу продлевала полномочия предыдущего без особых распоряжений.
В качестве должностного лица римский магистрат располагал рядом принудительных полномочий в отношении римских граждан. Он мог лично или через подчиненных задержать нарушающих правовой порядок, в том числе даже подвергнуть специально аресту, имел право возбуждать обвинение в судах против гражданина, пользовался властью налагать установленные и предусмотренные законами штрафы. В особых случаях, для принуждения гражданина к исполнению публично-правовых обязанностей или для обеспечения правосудия, магистрат мог распорядиться об аресте принадлежащей гражданину вещи.
Вокруг магистрата и только во исполнение его полномочий складывался его личный совет (consilium), а также делопроизводственный аппарат советников и секретарей, получавших за эту работу жалованье и переходивших по «наследству» к преемнику его должности.
Наиболее характерной чертой магистратуры в римском публично-правовом порядке было обязательное требование коллегиальности исполнения должности и полномочий, причем коллегиальности в ее подлинном, не совещательном только содержании: коллега магистрата («кол-легами зовутся те, кто равной властью обладают») ни в коем случае не был заместителем магистрата, но в полной мере равным ему лицом, с теми же полномочиями, и его участие в исполнении возложенных на них государственных функций уравновешивало возможные искривления или злоупотребления. Вытекавшие отсюда технические неудобства разрешались уже только на основе личного авторитета.
Как представитель «величия римского народа» магистрат пользовался особым административным и правовым статусом. Его личное достоинство и неприкосновенность были предметом специальной уголовно-правовой охраны, в особых случаях посягательства на власть магистрата приравнивались к laesae majestatis. Неподчинение приказу или распоряже¬нию магистрата считалось безусловно отягчающим вину обстоятельством либо само по себе рассматривалось как преступление. Вместе с тем магистрат был специальным в уголовно-правовом отношении субъектом особого вида преступлений — должностных, т.е. некоторые его действия могли дать основу для специальной квалификации. В общем виде считалось, что магистрат не может пренебрегать своими обязанностями, уклоняться от исполнения должности, не проявлять заботы о «публичных делах», даже не относящихся к его прямой компетенции, вообще заботиться, чтобы «государство не терпело ущерба». Упущения в исполнении обязанностей магистрата могли впоследствии стать поводом для законного судебного разбирательства, приговора и изгнания.

0

2

после прочтения этой статьи решаться многие проблемы в спорах сенаторов, но я так понимаю моя помощь никому не нужна... http://s10.rimg.info/ec943e90f71ab2b41cad0d9023987192.gif

0

3

Ну почему же, Луций, тема интересная.

Правда текст изложен в "кашу", читать очень сложно.
И я не очень понял, к эпохе республиканского или имперского правления это относится)))))

Если Вы обратите внимание, то в Библиотеке Цельсия в разделе Истории государства и права изложеные академические данные о магистратах и иных органах власти Рима в период Республики.

Хотелось бы узнать, какие именно предложения у Вас есть, учитывая то, что принята римская Конституция, основанная на системе устройства государства и права расцвета Римской Республики))))

0

4

Нельзя делать должность претора пожизненной т.к. это не высшая стадия карьерной лестницы (квестура, эдилатура. претура, консулат) консул может быть пожизненным и великий понтифик. Должности магистратов надо вводить на исполнения человеком сроком на 6 месяцев, но что бы получить претора или консула патриций должен пройти всю карьерную лестницу от квестуры... я вот о чём толкую... http://s12.rimg.info/d30e7d82b7ed2ec143c0cb800a5863f2.gif

0

5

тоесть каждый наш член магистрата должен сначала быть квестором? http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8547-3.gif

0

6

то есть ближайшие три года никто не сможет претендовать на консульскую должность?

0

7

http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8548-5.gif Это абсолютно недопустимо и нецелесообразно! http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8548-5.gif

0

8

вот это какраз и целесообразно. сейчас должности как стиесть так и есть, но а после надо ввести такую карьеру! Потаму что кто-нибуь значит придёт, попросит консула и всё? я считаю что это очень хороший подход! Сцевола
а на консула пожет претендовать нынешний претор... http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8551-1.gif

0

9

ггг)))) тогда мне придется начинать с центуриона или даже опциона. В худшем случае - с легионера. Ну или (это вообще ужасно) с велита http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8547-1.gif

Отредактировано Теодорих (2009-03-27 18:39:31)

0

10

вот так и надо!!!! Надо сначало заслужить, а после должности получать!!!!! Это снижает процент коррупции, сговоров и т.д. http://s12.rimg.info/d30e7d82b7ed2ec143c0cb800a5863f2.gif

0

11

Теодорих, кстати вот я нашёл подчинённость должностей в легионе...
Офицеры легиона

Старшие офицеры

Легат легиона (Legatus Legionis): Командующий легионом. На этот пост император обычно назначал бывшего трибуна на три — четыре года, но легат мог занимать свой пост и гораздо дольше. В провинциях, где был расквартирован один легион, легат одновременно являлся губернатором провинции. Там, где находилось несколько легионов, у каждого из них был свой легат, и все они находились под общим командованием у губернатора провинции.

Трибун Латиклавий (Tribunus Laticlavius): Этого трибуна в легион назначал император или сенат. Обычно он был молод и обладал меньшим опытом, чем пятеро военных трибунов(Tribuni Angusticlavii — см. ниже), тем не менее должность его была второй по старшинству в легионе, сразу после легата. Название должности происходит от слова «laticlava», которое означает две широкие пурпурные полосы на тунике, положенной чиновникам сенаторского ранга.

Префект лагеря (Praefectus Castrorum): Третий по старшинству пост в легионе. Обычно его занимал получивший повышение выходец из солдат-ветеранов, ранее занимавший пост одного из центурионов.

Трибуны Ангустиклавии (Tribuni Angusticlavii): В каждом легионе имелось пять военных трибунов из сословия всадников. Чаще всего, это были профессиональные военные, которые исполняли высокие административные должности в легионе, а во время боевых действий могли командовать легионом. Им полагались туники с узкими пурпурными полосами (angusticlava), откуда и происходит название должности.

Примипил (Primus Pilus): Самый высокий по рангу центурион легиона, стоящий во главе первой двойной центурии. В первом и втором веках н. э. при увольнении с военной службы примипил входил в сословие всадников и мог достигнуть высокой всаднической должности. Название дословно означает «первая шеренга». Из-за сходства слов pilus (шеренга) и pilum (пилум, метательное копьё) термин иногда неправильно переводится как «центурион первого копья».

Средние офицеры

Центурионы: В каждом легионе имелось 59 центурионов, каждый из которых командовал центурией. Центурионы представляли собой основу профессиональной римской армии. Это были профессиональные воины, которые жили повседневной жизнью своих подчинённых-солдат, а в ходе боя командовали ими. Обычно этот пост получали солдаты-ветераны, однако центурионом можно было стать и по непосредственному указу императора или иного высокопоставленного чиновника. Когорты имели нумерацию с первой по десятую, а центурии внутри когорт — с первой по шестую (при этом в первой когорте было лишь пять центурий, но первая центурия была двойная) — таким образом, в легионе было 58 центурионов и примипил. Номер центурии, которой командовал каждый центурион, непосредственно отражал его положение в легионе, то есть самое высокое положение занимал центурион первой центурии первой когорты, а самое низкое — центурион шестой центурии десятой когорты. Пять центурионов первой когорты назывались «Primi Ordines». В каждой когорте центурион первой центурии именовался «Pilus Prior».

Младшие офицеры

Знаменосец (Aquilifer): Чрезвычайно важный и престижный пост (дословный перевод названия — «несущий орла». Потеря знамени («орла») считалась ужасным бесчестьем. Следующий шаг вверх по служебной лестнице — центурион.

Знаменосец (Signifer): В каждой центурии был казначей, который отвечал за выплату жалования солдатам и сохранность их сбережений. Он же нёс боевой значок центурии (Signum) — древко копья, украшенное медальонами. Наверху древка часто находилось изображение открытой ладони — знак присяги, данной солдатами.

Опцион (Optio): Помощник центуриона, заменял центуриона в бою в случае его ранения. Выбирался центурионом из своих солдат.
Тессерарий (Tesserarius): Помощник опция. В его обязанности входили организация караулов и передача паролей.

Горнист (Cornicen): Находился рядом со знаменосцем, отдавая команды на сбор к боевому значку и передавая солдатам приказы командира сигналами горна.

Imaginifer: Нёс штандарт с изображением императора, который служил постоянным напоминанием о верности войска императору.

Знаменосец (Vexillarius): Нёс штандарт определенной пехотной или кавалерийской части римских войск.

0

12

http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8547-1.gif Теодорих, Вы представляете себя велитом? http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8547-1.gif
:cool: Неплохой карьерный взлёт Вам светит :cool:

0

13

А ведь сговоры и коррупция - неотъемлимая часть древнеримской политики http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8549-2.gif

0

14

Луций, я так до конца и не понял, Вы толкуете о времени Республики или Империи???
Слишком много у Вас ссылок на императора)))

Что касается выборности магистратор - я не возражаю.

Более того, нам надо запустить работающее Народное Собрание, но пока что это не получается(((

0

15

Понтифик, нечего смеяться... хорошо хоть не обслуга баллисты http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8549-1.gif  короче, я пошел делать дротики http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8547-1.gif

0

16

http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8548-1.gif А мне, судя по всему предстоит начать  с должности младшего храмового служки! Прощай мой загородный особняк и пышный "попсовый" прикид))))Где моя кружка для сбора подаяния? Пойду,  сяду на паперти, может подадут чего? http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8548-3.gif

0

17

Narmer Menes, Вы сами видите как к этому ко всему относятся?! Все хотят всего и сразу! Ну можно не сейчас это всё начинать а со следующих кто будет претендовать на магистратуры и военные должности! Это более справедливо и всем будет не обидно! Каждый будет работать лучше чтобы получить более высшую должность! http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8551-1.gif

0

18

неплохая идея. Но, если брать наш I Legio, то с кого нужно начинать? с центурионов? но у нас нет вообще простіх легионеров, хотя бы http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8552-1.gif  одной манипулы

0

19

История показывает, что первоначально формируются высшие должности, а затем уже по нижестоящему принципу все остальное)))

Так бюыло всегда - при создании государства, при революциях, при смене общественного строя и т.д.)))

0

20

так что же делать? http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8547-4.gif

0

21

Продолжать набор в форум и назначение активных на должности)))))

0

22

ну сначала надо сформировать правление, а после уже попробовать выполнить то что предложил я Narmer Menes, как вы к этому относитесь? http://s12.rimg.info/d30e7d82b7ed2ec143c0cb800a5863f2.gif

0

23

Блин, ну почему в новой редакции законопроекта о магистратах опять "претор назначается пожизненно??????" такого не может быть ( тогда уже надо написать что за отдельные заслуги должность присваивается пожизненно) А так как и все на 1 год ( да и 1 год это срок не маленький, можно было его и сократить!!!)

0

24

Потому, уважаемый Луций, что так прописано в Конституции Римской Республики.
Поскольку Претор глава судебной власти, то одним из принципов независимости судебной власти от администрации является его несменяемость. Только тогда возможен справедливый суд.
Так приятно во всех развитых демократиях)))

0

25

ладно, примерно понял! значит у нас не будет существовать карьеры (всмысли магистратской карьеры)

0

26

Почему не будет?
а что, обязательно выстраивать карьерную лестницу по типу эдил-квестор-претор-консул?

Кстати, есть еще проконсулы, пропреторы и куча всяких должностей))
+ армейские должности
и должни в комициях

и это все тоже карьера))))

0

27

ну в квестуру входят более 4 должностей, в эдилатуру около 5 , претура 2 должности и консулат тоже около 2-х должностей... я считаю что так должно быть! 17 подросток с улицы не может просто так стать президентом государства. вот так и здесь! всего надо достичь!

0

28

я во всём имел только лишь магистратскую карьеру... да также есть и военная...

0

29

http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8548-2.gif А я бы вообще перевыборы раз в пол года устраивал, чтобы элита наша не сильно жирела! http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8548-2.gif

                И вообще, я противник всего пожизненного, нам динамика нужна!

0

30

полностью с Вами согласен!!!! http://dimitraservice.info/uploads/0002/25/06/8550-2.gif

0


Вы здесь » Древний Рим: Республика » Магистратура Римской Республики » Историческая справка о магистратурах


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC